Милетская школафилософское учение древней Греции

Милетская школафилософское учение древней Греции

Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального и духовного принципов.

Вместе со стихийным материализмом проявляется и «наивная» диалектика (развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости). При помощи диалектики милетские представители стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. При помощи принятого ими материализма, они как бы преодолевали религиозно-мифологические представления о мире. На основной вопрос о первооснове мира они давали вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Первый из милетских философов был Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э.

Происходил из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью.

Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета . Сам Фалес много путешествовал и собирал все доступные сведения м и знания.

Вавилонское образование дало ему возможность познакомится с работами халдейских ученых.

Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца ,которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Интересной является мысль Фалеса о разделении « небесной сферы»:Она делится на 5 полос: 1)Арктической(она постоянно видима);2)Летняя тропическая;3)Равноденствия;4)Зимняя тропическая;5)Антарктическая(постоянно невидимая) Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только принимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся,в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. Он определил условия подобия треугольников.

Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции.

Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего Фалес считал Воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное ,текущее сосредоточение материи .Согласно Фалесу, в «бесконечной воде»,содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии . С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы, связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия.

Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде. Как видно, материалистические взгляды Фалеса были связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Но Фалес, однако, не избегал практики.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-545 до н.э).Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Он был учеником Фалеса. По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он, прежде всего ,изучал природу. У него можно найти мысли ,которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии. В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии.

Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и не удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена».Здесь заключена мысль-зародыш геоцентрического воззрения на вселенную.Он также говорит, что Земля находится в вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода. Так же как и Фалес, Анаксимандр ставит вопрос о начале мира. Он утверждал, что первоначалом и основой является нечто беспредельное, и не определял его ни как воздух., ни как воду, ни как что либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным. Таким образом ,Анаксимандр предложил свое архэ и ушел от материальной определенности ФалесаВоды. Его архэ характеризуется как нечто безграничное, неопределенное. У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначаетпроблематика возникновения и формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали ,выходили на сушу и, когда покров ломался жили еще краткое время .Способность жизни здесь приписывается непосредственно определенному виду материи. Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как Гилозоизм (от греч.

Материя, жизнь). Согласно ему вся материя живая.

Следующим проявлением материализма является то, что Анаксимандр к естественному ряду животных относит и человека. Он говорил: «Вначале человек родился от животного другого вида» Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют материалистические положения милетской школы.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен. (585-524 до н.э). Он был учеником и последователем Анаксимандра.

Подобно Фалесу и Анаксимандру изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом. В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Это и было новым мировоззрением, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического.

Именно поэтому представители милетской школы считают объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий. С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос о первоисходной причине бытия и действия, о том, что является Основой мира. Он, как и предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает – Воздух. Но не просто воздух, а неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму. Из воздуха затем возникает все остальное.

Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветрытучи - водуземлю - камни.

Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения Богов.

Анаксимен говорил: «Началом является безграничный воздух и что из него возникает все ,что есть ,что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха» Воздух, по его мнению, постоянно колеблется, иначе если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько изменяется.

оценка стоимости товарного знака в Орле
оценка ущерба экспертиза в Брянске
оценка недвижимости для наследства в Смоленске