Абай Кунанбаев (1845-1904)

Абай Кунанбаев (1845-1904)

Русские видят мир.Если ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла - за.» Таков был завет Абая. В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли - чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы - вало открытое недовольство богатого байства и привело к тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как политически неблагонадёжный. В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова «Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов. В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить его на казахский язык.

Рассказано, как бережно и долго поэт искал нужные слова, как исполнил перед слушателями вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи, как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные ученики поэта – и смятённые чувства влюблённой русской девушки стали песней, которая долго звучала на казахских праздниках и соревнованиях акынов. В других эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетённых от произвола и как учитель поэтической молодёжи, образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас - тупников » Некрасова помогают казахскому просветителю определить истинное назначение поэта. Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в притеснении слабого сильным и бедного богатым общую причинунесправедливость существовавшего тогда социального устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.

Джамбул Джабаев .(1846-1945) Народный казахский певец-акын Джамбул пел свои песни, аккомпанируя на народном инструменте - домбре. Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза.

Знаменитый акын родился в Жетысу (Семиречье) у подножья горы Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом. Отец будущего народного поэта был бедным скотоводом-кочевником. Вырос Джамбул в юрте.

Вместе с семьёй он переезжал С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был известным домбристом (домбра - народный струнный инструмент). Джамбул очень любил слушать его песни и двенадцать Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал мне в руки, я забыл о шалостях, - вспоминает Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло - дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.

Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет Джамбул решил жить самостоятельно. Во время « уразы » (магометанского поста) он ходил по юртам и пел « жарапазан » (обрядовую песню). Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к знаменитому акыну Суюнбаю , который, выступав песню Джамбула, сказал: «У тебя есть способность быть акыном. Ты обладаешь хорошим голосом. Слова, которые ты поёшь, выбраны очень удачно». Джамбул стал учеником Суюнбая . Акын, выезжая в аулы, брал с собой ученика.

Сперва Джамбул исполнял песни, сложенные учителем, затем он стал петь и свои собственные. Он готовился к состязаниям с акынами. Для этого он изучал историю своей родины, сказания казахского героического эпоса, песни раздольной степи. И песнь его становилась всё сердечнее, всё сильнее воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я пел о себе, я одновременно пел о народе». Постепенно ширились слава Джамбула. Песня в степи - большая сила. Песни Джамбула летели по степям, как ветер.

Местные казахские богачи боялись его песен. «Так прожил я до 55 лет, - рассказывает Джамбул. -…В 55 лет я стал сутул, как старый беркут, глаза - померкли, а голос ослаб.

Вместо домбры у меня в руках появилась палка.

Вместо широкой степи - узкая постель». Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни. Он услышал имя Ленин и стал свидетелем победоносного шествия Красной Армии.

Преображалась его родная степь. И вот престарелый певец, который, казалось, уже завершал свой творческий и жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав прилив свежих сил, взял я в руки домбру.

оценка азс в Калуге
оценка аренды земельного участка в Туле
экспертиза мотоцикла в Липецке