Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Специальность 020400 Курс 6. Автореферат к выпускной квалификационной работе Боброва Людмила Валерьевна Тема: Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста.

Научный руководитель: Старший преподаватель социальной и практической психологии Курунов Виктор Валерьевич Уфа 2003 г. В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной системой ценностей.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности. Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.

Задачи исследования: Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.

Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.

Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.

Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.

Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Объектом исследования является особенности общения детей подросткового возраста.

Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с особенностями общения у детей подростков.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности.

Гипотеза строилась на том, что в подростковом возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в целом. С целью подтверждения гипотезы были использованы методика КОС, автор Б.А. Федоришин и методика Айзенка (опросник E.P.Q.). Вопросник КОС предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей для детей старшего возраста.

Методика Айзенка (опросник E.P.Q.) предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности, в частности нейротизма. А также использовалась одна из форм естественного эксперимента - характерологическая беседа. В беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание, самооценка свойств личности, переживания и эмоциональные отношения. Для проверки гипотезы и определения коэффициента ранговой корреляции использовали формулу Спирмена.

Эмпирические исследования были проведены среди учащихся 8 В класса, школы № 55 г. Уфы. В классе, где проводились исследования 29 учащихся, из них 15 мальчиков, 14 девочек.

Дипломная работа включает 2 главы. В I главе были раскрыты проблемы общения подростков, а также факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте. Были получены следующие выводы. С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и родителями и невозможности ее удовлетворения.

Сверстники также выступают значительной фигурой в жизни подростка. Для него в этом возрасте гораздо важнее иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстником.

Неудовлетворённость в общении вызывает у подростков глубокие переживания, которые могут порождать тревожность.

Общение и тревожность тесно взаимосвязаны. Во II главе было проведено эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста.

Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы: Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных способностей, что составляет лишь 4 человека. Эти данные говорят о неумении подростков общаться, неумении проявлять такие качества как подлинность, искренность, доверие друг к другу, что приводит к нарушениям сферы межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности.

Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, пришли к выводу, что результат коэффициента ранговой корреляции попадает в зону значимости, что подтверждает гипотезу.

Следовательно, существует взаимосвязь между личностной тревожностью и проявлением коммуникативных способностей у детей подросткового возраста. В заключении можно сказать, что: Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка.

оценка стоимости облигаций в Брянске
оценка кадастровая стоимость в Смоленске
оценка частных домов в Липецке