Внимание! diplomrussia.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Заказать курсовую работу

Социологические воззрения Н.Я. Данилевского

Загрязнение водных ресурсов и методы очистки

Подобное может произойти и при избытке в воде таких веществ, как нитраты и фосфаты; они попадают в воду из сельскохозяйственных удобрений на полях или из сточных вод, загрязненных моющими средствами.Э

Конфликты в коллективе и роль руководителя в их профилактике и разрешении

Деструктивный конфликт характерен тем, что люди «застревают» на обсуждении личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия собственно те проблемы, которые и вызвали данное

Фетишизм в древнегреческих культах

Европейская культура немыслима без богов и героев древней Греции. Их образами полны все картинные галереи мира, вся европейская поэзия многих веков. Греческие боги ассоциируются в нашем сознании с бе

Освоение целинных и залежных земель

Первым опытом можно считать тот момент, когда группа петроградских рабочих решила создать на необжитых землях Восточного Казахстана земледельческие коммуны. Местные власти выделили им удобные для вед

Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта

Горячим сторонником научно-технического прогресса, одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры, не раз объявлял себя и Декарт. Социальная ситуация, сложившаяся в первой половине ХVII в.

Общие принципы ведения («мастеринга») настольных ролевых игр

Содержание: Введение………………………………………………………………………………………….3 Терминология… … ………… .. …………………………………………………………………….4 Обстановка…… … ………… ... …………………………………………………………………….5 Подбор группы………… … .. ……………………………………

В.В.Докучаев

Считалось, что она и сил прибавляет, и сулит возвращение на родину. И не случайно именно в нашей стране более ста лет назад было создано учение о почве. И не случайно создателем его был самобытный рус

Милетская школафилософское учение древней Греции

Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального и духовного принципов. Вместе со стихийным материализмом прояв

Скачать работу - Социологические воззрения Н.Я. Данилевского

Собственно же те оретические взгляды Данилевского в эпоху господства эволюционизма и прогрессизма не принимались всерьез. Этот научно-теоретический план исследования Данилевского (принципиально новая концепция всеобщей истории), легко отделяемый от публицистического контекста, и заслуживает серьезного изучения.

Данилевский рассуждал в русле методологии натурализма и органицизма.

Отвергая как искусственную систему европоцентристский эволюционный принцип объяснения истории, он ставил цель найти «естественную» социальную систему. В этом плане ученый обратился к методологии социального познания, особенностям его объекта. Н. Я. Данилевский утверждал, что какая-либо общая теория общества в принципе невозможна в силу специфичности социального объекта. Для доказательств данного тезиса он специфически интерпретировал классификацию наук.

Теоретические науки, имеющие своим предметом такие «общие мировые сущности», как материя, движение и дух, - это, по его мнению, химия, физика и психология. Все остальные науки изучают лишь видоизменения материальных и духовных сил и законов, а потому могут быть только сравнительными, но не теоретическими. К последним исследователь относил и науки общественные.

Общест венные явления, писал он, «не подлежат никаким особого рода силам», «не управляются никакими особыми законами, кроме общих духовных за к онов». Действие же этих законов опосредовано «морфологическим нача л о м », специфичным для различных обществ.

Именно поэтому, с точки зрения Данилевского, возможно только «сравнительное обществословие». Более того, Данилевс ки й сделал вывод об исключительно «нацио н альном характере» обществознания.

Предваряя некоторые идеи социоло г ии знания, у ч еный анализировал влияние национального фа к тора на науку . Оно обусловливалось и своеобразием мировоззрения народа, и, как следствие, наличием «субъективных примесей» к объективной истине. Но если д л я естественных наук, с точки зрения Данилевского, это влияние в силу простоты их объектов носит в основном внешний характер и может быть устранено, то в общественных науках национальным является сам их объект и соответственно они национальны по содержанию.

Следовательно, мировая общественная наука выступает, по его мнению, только как сумма национальных наук.

Общество, по Данилевскому, не представляет собой особой целостности, а есть сумма национальных орга н измов, которые развиваются на основе морфологического принципа, т. е. в плоскости собственного существования, по собственным имманентным законам.

Каждый об щ ественный организм рассматривался Данилевским как целостность, устойчивая в изменяющейся среде.

Методологически это означает опору Данилевского на принцип номинализма и принятие аналогии как ведущего метода социального познания. Иными словами, у ученого речь шла о методе формализованного познания, отвлекающегося от «вещественного» субстрата сходных структур, связей, повторений. В его лице мы видим одного из предшественников структурно-функционального анализа социальных систем, причем с явным стремлением сочетать его с генетическим подходом. Н. Я. Данилевский верно подметил пороки европоцентризма с его вытягиванием истории в одну линию, подтягиванием преды д ущей истории под собственную, назвав такой подход «перспектив н ой ошибкой». Человечество, по его мнению, не представляет какой-то единой живой целостности, а скорее походит на стихию, которая в различных точках складывается в формы, в той или иной мере аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм, имеющие четкие струк т уру и линию развития, представляют собой то, что Данилевский назвал куль т урно-историческим типом, внутри которого осуществляется общее историческое движение, Ученый пос т улировал отличие «самостоятельных, своеобразных планов» религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития. Таким образом, по Данилевскому, культурно-исторический тип выс т упает как интеграция существенных признаков определенного социального организма.

Соответственно культура ест ь объективация национального характера, т. е. психических особенностей этноса, задающих видение мира. При этом Данилевский стремился также дать социологическую интерпретацию понятия нации как субъекта социальной динамики: «Народности, национальности суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в нем идея достигает, в пространстве и во времени, возможного разнообразия, возможной многосторонности осуществления...» [14. С. 222 ]. И хотя подход к нации носил у Данилевского описательны й характер, его идеи были весьма значимы в контексте становления этносоциологии.

Согласно Данилевскому, нация (племя) характеризуется особенностями склада ума, чувств и воли, составляющими оригинальность нации и налагающими на нее печать особого типа общечеловеческого развития. Эти особенности выражаются в языке, мифологии и эпосе, в основных формах быта, т. е. в отношениях как к внешней природе, так и к себе подобным . Из особенностей народов вытекает многообразие культурно-исторических типов, степень развития которых определяется их «жизненной силой». Согласно классификации Данилевского, существовало 10 основных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (европейский), а также американский и перуанский.

Особое место занимал русский, точнее славянский, тип. В функциональном плане данные культурные типы выполняли положительную роль в истории.) Кроме того, функционально выделялись народы - «бичи Божи й », которые разрушают отжившие цивилизации, а затем снова возвращаются в «прежнее ничтожество» (гунны, монголы), а также народы, которые не сложились в куль т урно-исторические типы и представляют только «этнографический материал» для других типов. С точки зрения соотношения традиции и новаций куль т урные типы разделяются на «уединенные» и «преемственные». Весьма любопытным представляется различение Данилевским культ у рно-исторических типов в структурно-содержательном плане, чем достигается определенное единство статического и динамического аспектов типа.

Данилевский полагал, что в идеальном плане культура (культурная деятельность) структурируется на четыре разряда: 1) религиозная деятельность как твердая народная вера, составляющая живу ю основу всей нравственной деятельности человека; 2) культурная деятельность в узком смысле слова (отношение человека к внешнему миру в форме науки, искусства и промышленности), 3) политическая деятельность (отношения людей ме жд у собой как членов одного народного целого); 4) общественно-экономическая деятельность (отношения люд ен применительно к условиям пользования предметами внешнего мира). Данилевский считал, что могут быть одноосновные культурно-исторические типы, т. е. развивающие какой-либо один из разрядов куль т уры, двухосновные и т. д.

Славянский же тип в перспективе впервые в истории составит четырехосновный культурный тип, причем особую значимость ему придаст исторически первое успешное ре ш ение обще ст венно-экономической задачи.

Отрицая законы эволюции общества как единого целого, Н. Я. Данилевский не мог, исходя хотя бы из эмпирических данных, отрицать эволюцию культурно-исторических типов.

Ученый формулирует пять законов их эволюции, считая, что они являются выводами из группировки явле н ий.

Правда, в действительности у Данилевского все наоборот - груп п ировка явлений основывается на законах. Тем не менее предлагаемые им в ыводы, или законы, считать чисто априорными нельзя.

Проанализиру е м их. 1. Закон сродства языков, на основе чего и формируется культурно-исторический тип. II. Закон, утверждающий, что для становления цивилизации, свойственной самобытному культурно-историческому типу, необходима политическая независимость народа. При этом государство рассматривалось как сугубо внешняя культуре форма, обеспечивающая благоприятные условия для ее самобытного развития. III. Закон непередаваемости цивилизаций: «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа.

Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций» [14. С. 91 ]. Данный закон Данилевский разъяснял весьма по д обно, ибо здесь суть его взглядов. На множестве примеров Данилевский показывал, что начала одного типа могут быть искажены, уничтожены, но не могут быть заменены началами другого типа. В последнем случае произойдет просто уничтожение другого народа, превращение его из самостоятельного субъекта истории в этнографический материал для иной культуры. При этом Данилевский вовсе не отрицал историческую преемственность, что ему часто приписывается. Более того, он подчеркивал, что преемственные куль т урно-исторические типы имеют естественное преимущество пере д уединенными.

Цивилизации как таковые не передаются, но суще ст вуют способы их воздействия друг на друга, имеющие иной механизм, чем передача.

Причем, если что и усваивается одной цивилизацией от другой, то это в основном достижения науки и техники, промышленности, т. е. национально наименее окрашенные элементы.

Заметим, что эти идеи во многом созвучны культурологическим концепциям XX века.

Данилевский, используя аналогический метод, выделяет три способа распространения цивилизаций: а) простейший способ - пересадка с одного места на другое посредством колонизации.

Фактически это создание очагов собственной культуры в иных регионах при превращении аборигенов любыми способами в этнографический материал, б) прививка, под которой обычно и понимают передачу цивилизации .. Чтобы подчеркнуть, что и здесь нет никакого усвоения чужой куль т уры, Данилевский ссылается на садоводческую практику.

Прививка не приносит никакой пользы дичку и не меняет его природы: черенок остается черенком, дичок - дичком. По мере роста черенка садовник срезает с подвоя ненужные ветки и в конце концов от него о ст ается один ствол, который является только средством для привитого растения. То же происходит и в культуре, если к ней прививаются чуждые начала: самобы т ная культура становится средством для чужой, испытывая глубокие потрясения, и может либо погибнуть, либо сбросить чуждую культуру и восстановить себя; в) способ воздействия, подобный влиянию почвенного удобрения на растение или улучшенного питания на животный организм. Такой способ преемственности Данилевский и считает адекватным, ибо при нем сохраняется самобытность куль т уры, народа и одновременно налицо плодотворное взаимодействие цивилизаций.

Народы знакомятся с чужим опытом и используют наименее национальные его элементы.

Остальное же принимается только к сведению как элемент сравнения . IV. Закон, устанавливающий зависимость богатства и полноты развития культурно-исторического типа от разнообразия и уровня самостоятельности входящего в его состав этнографического ма те риала (народов). Отсюда Данилевский дела ет вывод о необходимости политической интеграции близких по языку народов и вреде для их культуры политической раздробленности, что иллюстрируется на примере славянства .. Формы интеграции могут быть различны - федерация, политический союз или иные.

Главное, чтобы они создавали возможности самостоятельного развития в рамках объединения для каждого из близких народов. При этом интеграция должна существовать только между членами одного типа. Если же она распространяется за его пределы, то приносит вред культурам, подчиняя их чуждым интересам. V. Закон краткости периодов цивилизации; «Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодонош е н и я — относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную с илу> > [ 14. С. 92 ]. Или иначе: «... период цивилизации ка ж дого типа сравнительно очень короток, истощ а ет силы его и вторично не возвращается» [14. С. 106 ]. Н. Я. Данилевский выделяет четыре периода в развитии культурно-исторического типа: 1) этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил бу д ущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и, следовательно, особый тип его развития; 2) государственный период, носящий переходный характер, когда, в основном в силу внешнего влияния (например, агрессии), народ строит государство как условие независимого самобытного развития; 3) период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества; это время растраты накопленного запаса, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу; 4) период естественного конца культуры, имеющий две формы: апатия самодовольства - окостенение, одряхление культуры, когда завет старины считается вечным идеалом для будущего, апатия отчаяния - обнаружение неразрешимых противоречий, осознание ошибочно ст и идеала, отклонения развития от прямого пути. Итак, исторический процесс осуществляется через самобытные культурно-исторические типы. Но существует ли единство истории, прогресс человечества? Ответ на этот вопрос у Н. Я. Данилевского неоднозначен и во многом противоречив.

Русского ученого часто обвиняли в том, что он вообще отрицает единство истории и социальную преемственность, а если и признает последнюю, то в противоречии со своими исходными положениями. Д е йствительно, высказывания Данилевского часто противоречат друг другу.

Однако необходимо видеть логику его концепции. Дело в том, что социально-исторический процесс принципиально антиномичен и в нем одинаково значимы оба начала: об щ еисторическое и культурно-своеобразное.

Линейный подход к истории этого принять не может , что на практике обычно ведет к подавлению самобытного начала неким общим, обычно ложным (логика тоталитарных режимов). Именно это раньше других осмыслил Данилевский и попытался сформулировать, хотя и в недостаточно адекватной форме , теоретический образ отмеченной антиномии, подчеркнув гибельность для человечества установления единоличного господства какого-либо культурного типа. Иными словами согласно Данилевскому, «прогресс состоит не в том, чтобы все идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях ...»! [14. С. 871 ] . Следовательно, «ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляла высшую точку развития» в сравнении с другими [14. С. 109]. Каждый культурный тип вносит свой вклад в об щ ую сокровищницу челов е чества, и в этом единстве многообразия и осуществляется прогресс. В данном ключе Данилевский раскрывал и соотношение общечеловеческого и национального. Он действительно отрицал подход, когда национальное как случайное, частичное противопоставляется общечеловеческому как существенному, необходимому, как некой всеоб щ ей цели.

Согласно его мнению, никакой такой общечеловеческой задачи вовсе не существует: «Задача человечества состоит не в чем другом, как в проявлении, в разные времена и разными племенами, всех тех сторон, всех тех особенностей направления, которые лежат виртуально в идее человечества» [14. С. 116 ]. Общечеловеческого, подчеркивал Данилевский, в реальности вообще нет: это слишком тощая абстракция, которая уже, беднее национального, включаю щ его в себя все богатство самобытного.

Желать общечеловеческого - значит стремиться к бесцветности, неоригинальности, неполноте. Но от об щ ечеловеческого нужно отличать всечеловеческое, которое и состоит в совокупности всего народного. Оно подобно городу, где каждый отстраивает свою улицу по собственному плану, а не теснится на общей площади и не берется за продолжение чужой улицы.

Конечно, такой всечеловеческой цивилизации реально не су щ ествует, поскольку она представляет собой идеал, бесконечно достигаемый последовательным или совме с тным развитием всех культ у рно-исторических типов. Н. Я. Данилевский создавал свою концепцию тогда, когда Россия мучительно искала свой путь в индустриальную цивилизацию.

Ученый стремился теоретически обосновать необходимость ее самобытного пути во всечеловеческой эволюции. В этом аспекте Данилевский оказался жестко завязан на политических реалиях 70-80-х годов XIX века (особенно на борьбе вокруг «восточного вопроса») и во многих оценках был неубед и телен . Он был убежден, что славянство для сохранения своей культуры от эксп а нсии Запада должно избавиться от болезни п одражательности и объединиться на основе начал собственного культурно-исторического типа. В противном случае судьба славянства будет печальной, а потому для всякого славянина... после Бога и Его святой Церкви, - идея славянства должна быть высшею идеен ) , выше науки, выше свободы , выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее осуществления - без духовно, нар о дно и политически самобытного, независимого славян ст ва» [14. С. 127]. Именно здесь главное расхождение Данилевского с месс иа нской трактовкой «русской идеи», например, Ф. М. Достоевским или В. С. Соловьевым.

Данилевский не мог согласиться с тем, что ради каких-либо абстрактных, пусть и благородных, целей нужно пожертвовать собственной самобытностью.

Недопустимы какая-либо единая всемирная организация, господство какого-либо одного культурного типа, ибо это вредно и опасно для прогресса. Как показал последующий исторический опыт России, Данилевский оказался прав. Таким образом, теория Н. Я. Данилевского представляла собой одну из первых попыток сформулировать новый взгляд на историю как на нелинейный многовариантный процесс и дать элементы его социологической интерпретации.

оценка стоимости аренды земельного участка в Калуге
оценка комнаты в Туле
оценка собственности в Липецке