Распределение доходов

Распределение доходов

Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания как экономической науки, так и правительств стран.

Отношения распределения, как и вся система произведенных отношений, зависит от отношений собственности.

Распределение доходов в условиях рынка строится на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на них и их предложения и от предельной производительности каждого фактора.

Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе получают доход в зависимости от того, какую работу и как они выполняют, то есть основным критерием распределения в данном случае является труд.

Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования являются показателями экономического и социального благополучия общества.

Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию.

Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов. Через дифференциацию доходов в общественной жизни проявляются те взаимосвязи, которые скрыты за распределением ресурсов. Все экономические процессы протекают в определенной социальной среде, поэтому разграничивание экономической и социальной сторон систем общественного взаимодействия условно и абстрактно.

Анализ распределения результатов производства в форме распределения доходов позволяет оценить, правильно ли общество решает вопрос «для кого?» .Традиционный спор между сторонниками и противниками государственного регулирования в области распределения сводится к проблеме соотношения между эффективностью и равенством.

Постановка проблемы равенства неизбежно вовлекает нас в сферу оценочных суждений, являющихся основой так называемой нормативной экономической теории. Если говорить об обществе в целом, то, как считал А.Е.Суринов, его доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт или сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеренную ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы – это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности.

Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Таким образом свою долю валового продукта, идущего на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов.

Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров.

Большая ответственность государственного перераспределения доходов проявляется в условиях экономики переходного периода в силу наблюдающихся разрывов хозяйственных связей и общего экономического спада. В данной работе необходимо рассмотреть такие задачи как: - рассмотреть теоретические аспекты формирования доходов и их регулирования; - исследовать основные направления государственной политики доходов; - неравномерное распределение доходов; - распределение доходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ. Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования.

Основными теоретическими положениями являются: - Большая степень неравенства в уровне доходов несет в себе опасность сокращения платежеспособного спроса, ухудшения условий для воспроизводства рабочей силы, создания социальной и политической напряженности, что, в конечном счете, воздействует на темпы экономического роста; - В условиях переходной экономики значительно меняется структура доходов граждан.

Наблюдаются тенденции снижения удельного веса заработной платы и повышения доли доходов от предпринимательской деятельности и поступлений от имеющегося в собственности имущества; - Основным инструментом государственного перераспределения выступает государственный бюджет. В числе методов политики доходов выделяют: воздействие на заработную плату наемных работников, содействие занятости населения, осуществление социальной защиты населения, налоговый механизм перераспределения, регулирование потребительских цен на товары и услуги и в целом обеспечение экономической стабилизации. · Центральная проблема регулирования доходов состоит в противоречии между экономической эффективностью и социальной справедливостью. · Спецификой российской экономики можно назвать: силу традиций государственного патернализма в сфере перераспределения доходов; высокую степень социально-экономической дифференциации населения по размеру денежных доходов на уровнях территорий, отраслей и отдельных предприятий; массовый характер бедности граждан; существенный удельный вес нелегальных индивидуальных доходов. 1.Сущность, критерии распределения и структура доходов. Под доходом каждого субъекта понимается доля созданного в обществе национального дохода, которую он получает в зависимости от степени участия в национальном хозяйстве.

Доходы населения могут существовать в двух формах – в денежной и натуральной. В натуральной форме могут осуществляться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.

Однако проблема распределения и формирования доходов населения касается прежде всего денежных доходов.

Отношения распределения, как и вся система производственных отношений, зависит от отношений собственности.

Распределение доходов в условиях рынка строится на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на них и их предложения и от предельной производительности каждого фактора.

Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу и как они выполняют, то есть основным критерием распределения в данном случае является труд. Доход собственников средств производства и денежного капитала определяется размером собственности и условиями ее реализации.

Поэтому в основе распределения в рыночной экономике лежит распределение по труду и по собственности (капиталу), определяющие два основных источника дохода. В распределении различают функциональное и персональное распределение.

Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.

Функциональное распределение дохода показывает доли дохода, приходящиеся на труд и капитал, а нашей задачей является проследить изменение соотношений долей труда и капитала в совокупном доходе общества, выявить причины изменения и оценить их. Предположим, что земля является элементом капитала, а в производстве участвуют только два реальных фактора: труд и капитал. Их взаимодействие можно представить на графике:

Кривая Ld на рисунке отражает спрос на труд, который растет по мере снижения заработанной платы.

Предположим, что предложение труда – величина постоянная, не зависящая от размера заработанной платы. В этом случае оно будет отражено кривой предложения Ls . Их пересечение в точке А определит равновесный уровень заработанной платы, равный W 0. В этом случае величина дохода, полученного от труда, будет равна площади прямоугольника О W 0 AQ 1. Посколькусо мы рассматриваем только два фактора, то, естественно, все, что не распределяется по труду, будет доходом от капитала. Доли трудового дохода в совокупном доходе можно определить по следующей формуле:

Трудовой доход Совокупный доход Уровень заработной платы Совокупный доход
Предположим, что количество работников, предлагающих свой труд, увеличилось за счет притока иммигрантов. В этом случае кривая предложения сместится вправо (кривая L ` s ), а заработанная плата снизится до уровня W 1 A 1 Q 2. Будет ли величина трудового дохода больше или меньше предыдущего или останется неизменной – зависит от вида эластичности спроса на труд. Если спрос эластичен, то величина трудового дохода увеличится, если спрос не эластичен – уменьшится, а если коэффициент эластичности спроса равен единице, то трудовой доход останется неизменным.

Эластичность спроса на труд позволяет определить степень взаимозаменяемости труда и капитала. Если технология производства ограничивает замену живого труда овеществленным или ограничивает применение живого труда, то взаимозаменяемость низкая, рост предложения труда ведет к уменьшению трудового дохода и к снижению его доли в совокупном доходе. Если капитал и труд характеризуются высокой взаимозаменяемостью, а спрос на труд эластичен, то увеличение предложения труда приведет к росту трудового дохода.

Размеры и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизни населения.

Доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе.

Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой, соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группам населения. В соответствии с современными представлениями уровень жизни населения и его доходы определяются не только и не столько для всего общества или «среднестатистического гражданина», сколько для домашних хозяйств, представляющих все население. На стадии образования и распределения первичных доходов – доходы домашних хозяйств – это прежде всего оплата труда наемных работников, смешанный доход домашних хозяйств от собственной производительной деятельности и доходы от собственности. Все эти доходы выплачиваются домашним хозяйствам из прибавочной стоимости, созданной в процессе производства. На этапе вторичного распределения доходов первичные доходы домохозяйств преобразовываются в располагаемый доход за счет получения трансфертов и выплаты налогов.

Стадия перераспределения доходов в натуральной форме и использования скорректированного располагаемого дохода в натуральной форме предполагает взаимодействие домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих население. На этой стадии доходы перераспределяются в пользу домашних хозяйств посредством передачи им социальных трансфертов в натуральной форме от государственных учреждений и некоммерческих организаций.

Окончательной характеристикой использования полученного и скорректированного таким образом располагаемого дохода служит фактическое потребление домашних хозяйств, исчисление как сумма их расходов на конечное потребление и социальных трансфертов в натуральной форме.

Располагаемый скорректированный доход распределится также на конечное потребление и сбережения.

Корректное исчисление доходов как на микро-, так и на макроуровне сопряжено с большими трудностями, поэтому существуют различные относительно простые и более сложные варианты определения доходов. По основным видам занятости трудовые доходы населения могут быть классифицированы следующим образом: 1. Доходы от занятости по месту основной работы 2. Доходы от вторичной занятости 3. Доходы от самозанятости Эти виды доходов могут получаться отдельно или в любых комбинациях.

Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Денежные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения. Доход, учитывающий все виды денежных и натуральных поступлений, называют также совокупным доходом.

Совокупный доход домашних хозяйств создается за счет участия членов домашнего хозяйства в производственной деятельности, включая вторичную занятость, самозанятость (включая индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, ведение личного подсобного хозяйства), доходов от собственности, а также текущих трансфертов в денежной и натуральной форме.

Доходы от личных подсобных хозяйств также должны учитываться не только по стоимости реализованной продукции в натуральной форме, идущей на личное потребление.

Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт текущих трансфертов (кроме социальных трансфертов в натуральной форме), и вычислением выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая текущие налоги на доходы и богатство). Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений.

Реально располагаемый доход – это располагаемый доход, скорректированный в соответствии с уровнем инфляции. В отдельных случаях выделяют скорректированный располагаемый доход как доход, исчисляемый после добавления социальных трансфертов в натуральной форме. В последнее время используется также термин «располагаемые ресурсы домашнего хозяйства». Они исчисляются как сумма валовых доходов домашних хозяйств, включающая наряду с денежными средствами условно исчисленную стоимость потребленной продукции собственного производства и натуральных трансфертов, а также привлеченных накопленных ранее средств, сумм и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домашних хозяйств в течение учетного периода обследования). В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходов). В более поздних редакциях СНС эти виды доходов определяются как первичные и текущие трансферты.

Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты – это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен.

Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.

Выделяются также: среднемесячная начисленная заработанная плата (номинальная) работающих в отраслях экономики, которая определяется делением начисленного фонда заработной платы на среднесписочную численность работников, и реальная начисленная заработанная плата, исчисляемая путем деления номинальной заработной платы текущего периода без учета налогов и других удержаний на индекс потребительских цен.

Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

Теперь охарактеризуем отдельные виды денежных доходов населения: · Оплата труда. Эта статья денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер. Кроме оплаты труда, доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, включает: 1. Выплаты социального характера 2. Прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработанной платы и выплатам социального характера К выплатам социального характера относятся, в частности страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников, за счет средств предприятия; выходное пособие при прекращении трудового договора, суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом; материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д. При этом исчисляются надбавки к пенсиям работающим на предприятии, выплачиваемые за счет средств предприятия.

Прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработанной платы и выплатам социального характера, включают в себя командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработанной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т.п. · Дивиденды. Эта статья включает в себя доходы оп акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации и определяется по данным бухгалтерского баланса предприятия. · Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства. В эту статью включается поступление выручки от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям, потребительской кооперации, колхозам и государственным хозяйствам, различным организациям на рынках и др. · Пенсии и пособия. Эта статья включает все виды получаемых населением пенсий и пособий из средств федерального и местных бюджетов, бюджета Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости, Федеральной миграционной службы, профсоюзов, предприятий. · Стипендии. В эту статью включаются все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических школ и училищ, курсов, институтов усовершенствования, аспирантам. · Поступления из финансовой системы.

Поступления из финансовой системы включают: а) страховые возмещения; б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели; г) проценты по вкладам; д) выигрыши и погашения по займам; е) выигрыши по лотереям; ж) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит; з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица; и) возмещение ущерба репрессированным гражданам. · Доходы населения от продажи иностранной валюты. · Прочие поступления. В составе прочих поступлений учитываются: а) выручка населения от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочным пунктам; б) выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки); в) другие доходы. · Деньги, полученные по переводам.

Получение денег населением по переводам, равно как и отправление денежных переводов, имеет существенное значение для исчисления баланса денежных доходов и расходов населения в территориальном разрезе. · Социальные доходы могут реализовываться через потребление бесплатно предоставляемых государством или предприятия и фирмами услуг (например, медицинских, образовательных, культурных). Ранее большое место принадлежало здесь общественным фондам потребления. В.Н.Рутгайзер предлагал для обобщения представления о доходах и об уровне жизни населения использовать интегральный показатель «общего фонда жизненных средств населения», который включает фонд оплаты по труду и общественные фонды потребления и представляет собой реализацию доходов, предполагающую учет в качестве доходов потребление товаров и услуг, «поступивших в распоряжение домохозяйства, минуя стадию покупки». Наконец, неучитываемые доходы, латентно получаемые в рамках неформальной и теневой экономики. Для оценки размеров таких доходов на макроуровне применяется ряд методов дооценки по косвенным данным. Один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Этот баланс представляется в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов.

Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.

Баланс составляет как на федеральном, так и на местном уровнях. На федеральном уровне баланс строится самостоятельно и имеет расхождение суммой Территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств.

Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования.

Фактически баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.

Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.

Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

Детальные дифференцированные балансы доходов населения могут использоваться в качестве инструментов оценки уровня жизни типологизации групп потребителей.

Уровень дохода домашнего хозяйства, его среднедушевой доход связаны с демографическими характеристиками, размером и структурой, что находит свое отражение в числе кормильцев, детей, взрослых иждивенцев, пенсионеров.

Результаты проведенных исследований подтверждают наличие тесной связи между денежным душевым доходом и типом домохозяйства, т.е. характеристиками его членов по полу, возрасту, статусу занятости. В этой связи структура дохода должна исследоваться в зависимости от нагрузки иждивенцев и числа кормильцев в доходных группах. 2.Неравномерность распределения доходов . Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса.

Различные воззрения на степень справедливости в распределении доходов неоднократно порождали дискуссии во многих государствах.

Критерий справедливости в зависимости от места и времени определяется множественными факторами: социальным статусом личности, его положением, имуществом и трудом И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль в которой отводилась государству.

Несмотря на разнообразие взглядов на проблему неравенства доходов, все же глубоких и обстоятельных исследований по этой теме не производилось.

Мнение, что отношения распределения полностью определяются отношениями, регулирующими производство, принадлежит К. Марксу. Он связывал формирование и распределение доходов с воспроизводственным процессом и эксплуатацией наемных рабочих владельцами средств производства. Маркс отмечал, что бедность и неравенство изначально присущи капиталистическому строю.

Анализом проблемы неравенства занимался А. Пигу. В работе «Экономическая теория благосостояния» он сформулировал принцип достижения максимума благ для наибольшего количества человек.

Наибольший уровень благосостояния Пигу предлагал достичь проведением политики равномерного распределения доходов. Его заслуга состоит в рассмотрении положительных и отрицательных моментов регулирования доходов. Так, политика перераспределения таит в себе опасность негативного воздействия на накопление капитала и экономическую активность.

Результат политики доходов – общие удовлетворение бедных категорий общества возрастает в большей степени, чем снижение общего удовлетворения богатых. В качестве главного метода регулирования доходов Пигу называл налоговое воздействие.

Видное место в развитии теории распределения доходов занимает концепция В. Парето. Он выявил зависимость между уровнем дохода и числом получающих его лиц.

Согласно данному «закону Парето», распределение доходов низкого уровня может быть подвержено колебаниям, а высокого уровня – вполне стабильно. Если численность людей с доходами, равными или больше величины Х, составляет N , то соотношение можно записать в виде уравнения: N = A : X - m или lg N = lgA - m : lgX , где А и m – параметры уравнения Причиной данного закона Парето называл естественную неравномерность распределения способностей граждан.

Причем при росте общей суммы доходов в больших темпах, чем увеличение численности людей, вполне вероятно снижение дифференциации населения по уровню дохода.

Целостную концепцию государственного регулирования рыночной экономической системы создал Д. Кейнс.

Немаловажную роль в своих исследованиях он отводил проблеме неравенства доходов: «Наиболее значительными пороками экономического общества … является … его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов». По мнению Кейнса, перераспределительная политика государства в пользу низкодоходных категорий населения обеспечит платежеспособный спрос и склонность к потреблению в обществе, что в свою очередь, расширит производство и снизит уровень безработицы. Такое экономическое обоснование государственного воздействия на процессы распределения доходов в то время было достаточно новым. Кроме того, большое внимание Кейнс уделял анализу способов регулирования доходов. Он отмечал, что система прямых налогов, особенно подоходного и налога с наследства, смягчает расслоение на богатых и бедных среди населения.

Трудности государственного вмешательства в формирование доходов через налогообложение составляют возможности уклонения от уплаты налогов.

Другой сдерживающий фактор – необходимость роста капитала.

Однако по Кейнсу увеличение сбережений организаций и учреждений намного значительнее, чем богатство состоятельных людей.

Поэтому политика перераспределения доходов может стать эффективной и в этом случае. По словам французского исследователя А. Токвиля, «люди никогда не смогут достичь той степени равенства, которая бы их удовлетворяла». В этой мысли содержится значительная доля истины. И всё же цель экономической теории заключается не в ликвидации различных точек зрения, а в осуществлении их синтеза и выработке практических рекомендаций для реализации государственной экономической политики.

Абсолютные размеры доходов населения и покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей.

Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья.

Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства.

Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат» 1 . Согласно другому мнению, основными составляющими государственного регулирования доходов являются: организация социальных трансфертных платежей и установление определенных цен для производителей и покупателей 2 . Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки заработной платы, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования; производится индексация доходов. Целью реализации политики перераспределения можно назвать достижение гуманизации отношений в обществе, предотвращения роста преступности, поддержание платежеспособного спроса, формирование условий для нормального воспроизводства рабочей силы [1] . Степень воздействия государства на данные процессы характеризуется в значительной мере объемом расходов на социальное обеспечение и прогрессивностью налоговых ставок.

Процесс изменения первичного распределения доходов сопровождает создание общественного блага, что проявляется в росте благосостояния малообеспеченных и его снижение у состоятельных граждан. Такое действие государства «влияет на аллокацию ресурсов и мотивы экономической деятельности». Е. Жильцов отличает следующие направления и методы государственного воздействия на бедность и неравенство в современных цивилизованных странах: 1. Установление прожиточного минимума посредством замены всех выплат социальных пособий единым негативным подоходным налогом.

Существенно определение коэффициента снижения ставок данного вида налога по мере роста доходов. К достоинству вышеназванной меры относится обеспечение стимулов к трудовой деятельности и устранение унизительного положения низкодоходных групп населения по отношению к обеспеченным.

Однако отрицательные моменты сводятся к высоким административным издержкам и росту ставок подоходного налога с доходов всех категорий граждан. При реализации данного метода требуется осуществление поиска эффективной взаимосвязи минимального уровня доходов и размеров социальных выплат. 2. Потенциальное получение трансфертных платежей ставится в зависимость от обязательства заняться трудовой деятельностью.

Осуществляется увязка социальных выплат с уровнем дохода их получателя [2] . Однако, многие экономисты негативно относятся к обеспечению адресности социальной защиты граждан.

Методы перераспределения доходов варьируются в зависимости от типа социального государства. Так, при господстве либерализма за основу регулирования берется установление «верхней и нижней границы цивилизованного существования» [3] и баланс между осуществлением социальной помощи беднейшим группам населения и сохранением стимулов к труду. Меры регулирования выражаются в незначительных социальных выплатах и программах социального страхования.

Неэффективность перераспределительной политики свидетельствует о неправильном использовании ее методов и средств, но не служит основанием отказа от системного государственного регулирования доходов.

Социал-демократическую модель отличают универсальная социальная помощь и справедливое равномерное распределение доходов.

Причем во многих случаях государство опосредованно воздействует на уровень доходов путем создания условий для повышения материального благосостояния (содействие экономической активности, рациональное использование производственных мощностей и другие вышеперечисленные меры). Основной проблемой при осуществлении государственных методов воздействия на доходы считается их финансовое обеспечение.

Административные издержки увеличиваются по мере влияния на уменьшение объема предложения труда. При высокой эластичности предложения труда по заработной плате (за вычетом налогов) рост налогов в большей мере сокращает предложение труда, являющееся объектом налогообложения и приводит к значительному снижению объемов производства. В случае высокой эластичности предложения труда выплата трансфертов неработоспособным вызовет значительное предложения их труда.

Дороговизна проведения перераспределительной политики заставляет искать компромисс между соответствием бюджетных ресурсов и масштабами государственного воздействия.

Вопрос о необходимой мере последнего остается дискуссионным и в настоящее время.

Эффективность реализации определенных направлений регулирования доходов в конкретных условиях зависит от многих обстоятельств, включающих побочные действия каждого из них. В частности, введение государством дотаций к ценам некоторых товаров, расходы на оплату которых являются существенными в доходах малообеспеченных категорий населения (например, продовольствие) требует больших затрат финансовых средств.

Однако следствие применения данного метода состоит не только в улучшении материального благосостояния низкодоходных групп населения, но и в росте доходов производителей товаров.

Действительно, рост доходов одних слоев общества может вызвать повышение рыночных цен для всех покупателей на продовольствие. В результате – падение общего материального благосостояния потребителей 1 . В основе распределения в рыночной экономике лежит распределение по труду и по собственности (капиталу), определяющие два основных источника дохода. Если капитал и труд характеризуются высокой взаимозаменяемостью, а спрос на труд эластичен, то увеличение предложения труда приведет к росту трудового дохода. Теперь посмотрим, как изменятся трудовые доходы с увеличением капитала, но при неизменном предложении рабочей силы.

Проследить это можно на рисунке: При увеличении массы капиталов, расходуемых фирмами, появляется возможность нанять больше работников, в результате чего происходит сдвиг кривой Ld в положение L ` d . Поскольку фирмы начинают конкурировать друг с другом за привлечение дополнительной рабочей силы, то чтобы иметь возможность быстро использовать весь дополнительный капитал, заработанная плата начинает расти и доходит до точки W 1, которая соответствует новой точке равновесия между спросом и предложением А1. Большая заработанная плата и большее количество занятых работников неизбежно приведут к росту трудового дохода и увеличению его доли в совокупном доходе. Ввиду того, что увеличение доли трудового дохода ведет к уменьшению доли дохода от капитала, можно говорить о тенденциях в динамике соотношения труда и капитала. Если рост объема капитала и сопровождающее его увеличение заработанной платы означает увеличение количества капитала, приходящееся на одного работника, т.е. рост капиталовооруженности труда, то можно сказать, что увеличение капиталовооруженности неизбежно приводит к росту заработанной платы.

Технологические изменения могут вызвать как увеличение, так и уменьшение доли трудовых доходов. В конечном итоге доходы получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), ибо именно они являются основными поставщиками факторов производства – труда и капитала. Как же происходит персональное распределение полученного дохода между отдельными людьми в обществе? Ответ на этот вопрос поможет получить так называемая кривая Лоренца.

На горизонтальной оси откладывается доля всего количества семей от 0 до 100%, по вертикали – их доли в совокупном доходе.

Кривая OABCDEF показывает фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами семей. В нашем примере 20% семей получают самые низкие доходы, и их доля составляет 4,7%. 40% семей получают доход в 15,7%, 60% семей – 32,7%, 80% - 57,1%, 95% - 84% и последние 5% семей получают 16% совокупного дохода. Таким образом, исходя из показанного распределения можно сделать вывод, что в нашем случае 80% всех семей получают немногим больше половины всего совокупного дохода, а оставшиеся 20% - немногим меньше половины.

Естественно, это характеризует прежде всего неравномерность распределения совокупного дохода. Если бы доходы распределялись равномерно, то кривая выпрямилась бы и приняла форму FO . Каждая ее точка соответствовала бы равномерному распределению доходов, т.е. 20% семей получали бы 20% доходов, 50% семей – 50% и т.д.

Однако в силу того, что способности отдельных людей как собственников рабочей силы различны, естественно, различаются и их доходы. Кроме того, все люди обладают разной собственностью на капитал, а у большинства ее вообще нет. Все это и определяет различия в получаемых доходах.

Именно такие различия, неравномерность распределения и отражает кривая Лоренца. Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот.

Характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП. Однако, изучая кривую Лоренца и ее характеристики необходимо помнить об особенностях ее построения. Как правило, она показывает только денежные доходы, получаемые населением от общественного хозяйства, не затрагивая натуральных доходов и трансфертных платежей. А поскольку практически во всех существует прогрессивная система налогообложения несколько сглаживается и неравномерность в распределении. Этому способствует и трансфертные платежи. Если площадь между кривой абсолютного равенства OF и кривой Лоренца мы обозначим буквой Т и соотнесем ее с площадью треугольника OFK , то получим показатель степени неравенства в распределении, который получил название коэффициента Джини : G = T / OFK Очевидно, что чем больше площадь Т и чем дальше кривая Лоренца будет отклоняться от кривой равновесия, тем больше коэффициент Джини . По данным Госкомстата, этот показатель постоянно рос с начала экономической реформы в нашей стране, отражая начавшееся расслоение населения по доходам. В 1991 году он составил 0,256, в 1992 году – 0,289, в 1993 году – 0,398, в 1994 году – 0,409, в 1995 году показатель неравномерности стабилизировался: в 1996 году он составил 0,375, в 1997 г. – 0,381, в 1998 г. – 0,379. Данный показатель определяется в соответствии со следующим уравнением: log N = p + d log Ax , где N – количество лиц, получающих доходы, равные или превышающие определенный уровень Х, Ах – сумма доходов, превышающих Х. В случае абсолютного равенства доходов различных категорий граждан он равен нулю. Если же весь совокупный доход находится у одного человека, то значение данного коэффициента будет равно единице. Таким образом, реально величина коэффициента Джини колеблется в пределах от нуля до единицы. Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход – это количество денег, полученное в определенный период отдельным лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то получим располагаемый доход, который можно использовать на потребление и сбережение. реальный доход – это то количество благ и услуг, которое можно купить по действующим ценам на располагаемый доход в определенный период.

Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей (различных выплат из общественных фондов). К последним относятся выплаты Пенсионного фонда, из фондов социального страхования и социальной защиты, выплаты пособий по безработице и пр. В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами доходов. Если трансфертные платежи играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, порождает психологию иждивенчества.

Увеличение доли трудовых доходов – стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида.

Поможет в таком стимулировании и налоговая политика, если она придерживается правила, что ставки налогов на трудовые доходы должны быть меньше, чем ставки налогов на доходы от капитала.

Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида.

Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня.

Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития.

Существенное влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью.

Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений 1 . Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот.

Оптимальная структура налогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям.

Главной проблемой налогового регулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя 2 . Большая степень прогрессивности налоговых ставок предопределяет большие чистые потери. Для смягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы, которые вступили в действие с 2002 года при осуществлении отчета о доходах за 2001 г од.

Таблица 2.3.5. Основные налоговые льготы при уплате налога на доходы физических лиц за 2001 год 3 .

Вид льготы Суммы, необлагаемые налогом с 2001 года
1 2
Стандартные вычеты из заработной платы всех граждан 400 рублей в месяц при доходе до 20 тысяч рублей в год
Компенсация затрат на содержание детей 300 рублей в месяц на каждого ребенка при доходе до 20 тысяч рублей в год
На продажу жилья, дач, земельных участков А) выручка до 1 миллиона рублей, если имущество находилось в собственности до 5 лет. Б) любая сумма, полученная от продажи имущества, которое находилось в собственности более 5 лет
На продажу автомобилей и другого имущества А)выручка от продажи в пределах 125 тысяч рублей при условии нахождения имущества в собственности до 3-х лет Б) любая сумма, полученная от продажи имущества при его нахождении в собственности более 3-х лет
На покупку и строительство жилья В пределах 600 тысяч рублей
На покупку жилья по ипотеке Стоимость жилья в пределах 600 тысяч рублей в совокупности с процентами по ипотечному кредиту
Компенсация затрат на лечение До 25 тысяч рублей на каждого члена семьи в течение года
Компенсация затрат на образование До 25 тысяч рублей на каждого члена семьи в течение года
Безусловно, вышеназванные налоговые льготы ориентированы на улучшение материального положения низкодоходных слоев общества. Но вместе с тем, как видно из данных таблицы 2.3.5. слишком велика сумма выручки от продажи имущества, необлагаемая налогом до 1 миллиона рублей при малых сроках нахождения имущества в собственности. Более того, вовсе отсутствуют пределы необлагаемых налогом доходов, если имущество находилось в собственности 3 или 5 лет.

Данные налоговые льготы направлены на получение сверхвысоких доходов от продажи имущества и не являются социально справедливыми.

Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще более сократит поступления по нему и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без того недопустимую большую социальную дифференциацию населения» 1 . Хотя для полноты анализа следует учитывать не только величину налоговых ставок, но и размеры социальных выплат, тем не менее, ни в каком из развитых государств нет такой низкой единой ставки подоходного налога. Так, в 1995 году минимальные и максимальные его ставки составляли соответственно: в Японии – 10% и 65%, Италии – 10% и59%, Франции – 5% и 57%, Германии – 19% и 53%, Англии – 20% и 40%, США – 15% и 36% 2 . Одним словом, в России социальная цена реформ опять распределяется «неравномерно: ущемлены не только бедные, но и средние слои законопослушных граждан». Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги.

Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах. Итак, факторы, определяющие политику доходов, являются одновременно и важнейшими инструментами государственного воздействия на неравенство в распределении доходов. 3. Особенности распределения доходов в России. В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов.

Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. В модели распределения, существовавшей в СССР, принцип экономической эффективности государство пыталось реализовать на трудовом вкладе каждого человека, а социальная справедливость отражалась в форме выплат из общественных фондов потребления.

Необходимо заметить, что склонность к эгалитаризму порождала иждивенческие настроения и недостаток финансовых средств.

Промежуточной моделью считается смешанная, которая получила распространение в конце 50-ых годов 20-го века в странах с рыночной экономикой. Она характеризуется ростом доходов граждан, формированием среднего класса в обществе.

Государственное регулирование доходов сводится к осуществлению трансфертных выплат, прогрессивному налогообложению и установлению величины прожиточного минимума 1 . Основными составляющими доходов населения можно назвать оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.

Общепринятой считается классификация компонентов доходов граждан, содержащаяся в законодательных и нормативных актах. В Российской Федерации полная типологизация доходов физических лиц в соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации «По применению закона о Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 29.06.95 г. №35. По соотношению различных компонентов в структуре доходов можно судить о типе экономической системы и трудовой мотивации.

Таблица 1.2.1. Состав денежных доходов населения Российской Федерации в 1999 году (в процентах к итогу 2

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Денежные доходы 100 100 100 100
* доходы от предпринимательской деятельности 13,1 12,4 13,5 12,2
* оплата труда 65,0 65,6 64,4 66,4
* социальные трансферты 14,8 13,8 13,5 12,6
* доходы от собственности 6,4 7,2 7,8 7,8
* другие доходы 0,7 1,0 0,8 1,0
Данные, приведенные в таблице 1.2.1. показывают некоторую долю дохода от предпринимательской деятельности и невысокий удельный вес заработной платы в структуре доходов. В этой связи является очевидным осуществление в Российской Федерации перехода к рыночной экономической системе.

Достаточно также отметить, что важную роль в трудовой мотивации играют пропорции, в которых соотносятся доли оплаты труда и социальных трансфертов.

Следствие роста доли оплаты труда состоит в расширении инициативности и предприимчивости.

Обратная ситуация (высокий удельный вес социальных выплат) предопределяет развитие тенденции к снижению стимулов к трудовой деятельности и свидетельствует о государственном патернализме в сфере распределения и формирования доходов. В Российской Федерации, по данным таблицы 1.2.1, доля социальных трансфертов (12,6%) мал даже по сравнению с небольшой долей оплаты труда (66,4%). Поэтому нет оснований для доказательства дестимулирующего эффекта социальных трансфертных платежей в России. В странах с рыночной экономикой в составе доходов могут быть поступления от накопленного имущества. В нашем государстве долгое время главным принципом формирования доходов выступали трудовой характер их получения и стремление к уравнительности распределения. В этих условиях вероятность быстрого роста как доходов, так и собственности была незначительна. В настоящее время в России, согласно данным таблицы 1.2.1, удельный вес доходов от собственности стал более заметной величиной (7,8%) в структуре всех доходов вследствие преобразований отношений собственно собственности за годы реформ.

Следовательно, стоит уделить особое внимание государственному регулированию этого источника поступлений. В Российской Федерации имеет смысл создание условий, способствующих дальнейшему повышению доходов от предпринимательской деятельности, адекватных рыночной экономической системе. По причине несущественного удельного веса социальных выплат, требуется активизация системы трансфертных платежей.

Немаловажно государственное воздействие на возросшие доходы от собственности, которые составляют основу социальной дифференциации по уровню доходов.

Статья 7 главы 1 Конституции РФ, принятой в 1993 году гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» 1 . Значит, государство возлагает на себя ответственность социально-справедливого распределения доходов населения, что предполагает большое разнообразие методов регулирования.

Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат» 1 Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки заработной платы, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования; производится индексация доходов. Целью реализации политики перераспределения можно назвать достижение гуманизации отношений в обществе, предотвращения роста преступности, поддержание платежеспособного спроса, формирование условий для нормального воспроизводства рабочей силы. 2 Степень воздействия государства на данные процессы характеризуется в значительной мере объемом расходов на социальное обеспечение и прогрессивностью налоговых ставок.

Процесс изменения первичного распределения доходов сопровождает создание общественного блага, что проявляется в росте благосостояния малообеспеченных и его снижение у состоятельных граждан. И все же перечисленные моменты нельзя назвать слишком убедительными. Ведь в условиях нехватки финансовых средств выплата социальных трансфертов без их соответствия уровню дохода не представляется возможной. В то же время важно сочетание принципа адресности с обеспечением минимальных социальных гарантий для остальных членов общества. В целом, государственное руководство в области распределения доходов осуществляется при помощи правовых, административных и экономических методов. К автоматически встроенным стабилизаторам политики доходов логично отнести предусмотренные законом различного рода пособия низкодоходным категориям населения. В качестве дискреционных регулирующих стабилизаторов выступает увеличение пособий, назначение дополнительных социальных выплат и льгот 3 . Следует отметить, что методы государственного регулирования доходов в России имеют свои особенности по многим причинам.

Необходимость активной роли государства в сфере распределения и формирования доходов обуславливается, прежде всего, переходным состоянием российской экономики.

Общеизвестно, что при переходе от одной экономической системы к другой наблюдается разрушение старых, прежних механизмов хозяйствования и медленное становление новых. В данный период имеют место высокие темпы инфляции, увеличение уровня безработицы, ломка структуры производства, что ведет к резкому падению реальных доходов населения и усилению поляризации отдельных групп по уровню доходов.

Немаловажно также, что гражданам Российской Федерации требуется время для адаптации к рыночной экономической системе, где в отличие от плановой экономики масштабы государственного вмешательства в формирование доходов не столь велики. Да и сам по себе рыночный тип хозяйствования в силу неравномерности распределения факторов производства и их различной степени дефицитности не гарантирует участникам экономических отношений равномерного распределения доходов.

Существенно учитывать обратную связь между типом государственного вмешательства в область распределения доходов и его результативностью. Если это прямое административное регулирование, то велика вероятность негативного воздействия социальных методов на экономическую эффективность. Если же перераспределение базировалось бы на взаимодополнении прямых и косвенных мер, то удалось бы оптимальным путем смягчить издержки переходного периода в России 1 . В настоящее время в Российской Федерации приоритетными стратегическими целями перераспределения доходов, по Абалкину Л.И., выступают: - долговременная стратегия – приближение уровня и качества жизни населения к «стандартам постиндустриального общества» 2 - краткосрочные – обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.

Вопрос, всегда ли необходимо достигать полного выравнивания доходов при осуществлении политики перераспределения, можно считать дискуссионным.

Общепринятой является точка зрения, что сокращения расслоения на богатых и бедных требуют социальные, экономические и политические принципы. Но с другой стороны, неравенство в незначительных размерах можно рассматривать в качестве стремления личности снизить отставание в уровне доходов от других лиц и мощного экономического стимула к трудовой деятельности. Выбор методов государственного регулирования доходов зависит от состояния национальной экономики, а также характера поставленных целей и задач политики доходов. В Российской Федерации следствием экономических реформ стала либерализация всех факторов производства, кроме заработной платы. При установившихся частных и смешанных формах собственности в экономике степень прямого государственного вмешательства в формирование трудовых доходов заметно снизилась 3 . В результате заработная плата перестала выполнять все свои вышеуказанные функции и 'все больше начинает играть роль социального вспомоществования' 4 . А ведь именно уровень заработной платы выступает стимулом к высокопроизводительной трудовой деятельности. Таким образом, в России наблюдается одна из главных диспропорций: слишком низкий уровень оплаты труда наемных работников по отношению к приросту производительности труда. Доля заработной платы в ВВП экономики России в 2 - 2,5 раза меньше, чем в странах с развитой рыночной системой.

Другой проблемой в системе оплаты труда, являющейся объектом государственного воздействия, можно назвать высокую степень дифференциации по уровню зарплаты отраслей, регионов и предприятий в России.

Причины отраслевой дифференциации заключаются в: · сохранении дореформенных диспропорций · выборочном подходе при осуществлении структурной политики.

Производства с высоким уровнем зарплаты характеризуются льготными механизмами регулирования цен со стороны государства или усилением забастовочного движения 1 . В отраслях непроизводственной сферы наблюдается повышение зарплаты в финансово-кредитном секторе экономики и ее сокращение в научной сфере.

Данное обстоятельство в основном объясняется повышением роли финансовых институтов в российской экономике.

Региональные различия в уровне оплаты труда и доходов населения усилились в России начиная в 1993 - 1994 годов. Все вышеназванные тенденции указывают на сохранение во многом элементов механизма социально-трудовых отношений в России, несмотря на их качественное изменение за годы реформ.

Отсутствуют определенные составляющие демократического регулирования заработной платы: ответственность руководителей предприятия и слабо развита правовая база в области соблюдения прав работников по оплате труда. Рост задолженности по заработной плате и распространение теневых форм оплаты труда приводят к деформированию в структуре занятости и уклонению от уплаты налогов.

Поэтому стратегической целью государственного воздействия на оплату труда считается создание социально ориентированного рыночного механизма формирования заработной платы как цены рабочей силы при обеспечении учета интересов работодателей и работников 2 Л.И. Абалкин выделяет методы государственного регулирования оплаты труда: 1. Установление в законодательном порядке минимального размера заработной платы. 2. Индексация трудовых доходов 3. Участие государства в решении вопроса социального партнерства 4. Определение уровня и дифференциации оплаты труда работников бюджетной сферы 3 . В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2000 года №89 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда Российской Федерации с 1.07.2000 г. – 132 рубля в месяц, с 1.01.2001 г. – 200 руб. в месяц, с 1.07.2001 г. – 300 рублей в месяц. Таким образом, отношение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму выросло с 10 до 20%. Следующим методом воздействия на заработную плату на предприятиях негосударственных форм собственности можно назвать установление величины минимальной тарифной ставки (оклада) с четом минимального потребительского бюджета для работников данной отрасли или региона. Здесь в первую очередь надо добиться стимулов к повышению квалификации. Одним из значительных методов является государственное регулирование зарплаты работников бюджетной сферы госслужащих и занятых на государственных предприятиях. В оплате труда работников бюджетной сферы «целесообразно применение Единой тарифной сетки, способствующей обеспечению принципа равной оплаты труда равной квалификации». Следует отметить, что оплата труда госслужащих регулируется специальным законодательством и включает надбавки за квалификационные разряды, премии за результаты работы, материальную помощь. По мере осуществления экономических реформ в России система подоходного налогообложения значительно изменялась вместе с ее основными правилами и нормами.

Законом Верховного Совета Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. № 998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» осуществилось установление прогрессивных и специальных налоговых ставок. Тем самым были реализованы основные принципы налогообложения – всеобщность и равномерность. Новым явлением стало изменение объекта данного налога.

Вместо предполагаемого усредненного дохода, как было ранее, начал учитываться доход, реально полученный плательщиком.

Измененная система налогообложения доходов физических лиц ориентирована на сокращение налоговых ставок за счет существования расширения налоговых льгот для физических лиц. Также осуществляется введение общей налоговой ставки 13% к доходам, полученным от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей.

Произошел отказ от совокупного налогообложения доходов с применением прогрессивных налоговых ставок.

Одновременно расширился круг граждан, доходы которых подлежат налогообложению.

Предоставление налоговой декларации обязательно, в соответствии с законодательством, для предпринимателей и частнопрактикующих лиц, а также тех налогоплательщиков, которые не уплатили или уплатили не полностью налоговые платежи. Стоит сказать, что в настоящее время в Российской Федерации наиболее приемлемым было бы использование налогового регулирования доходов.

Однако с принятием части второй Налогового Кодекса оно перестало ориентироваться на переход к демократической системе распределения доходов. В период становления рыночной экономики в России, к сожалению, такие особенности, как распределение доходов носят негативный характер.

Правда это характерно не только для России.

История подтверждает, что в любой стране ломка сложившихся экономических стереотипов, переход на новые принципы хозяйствования связаны с усилением социальной напряженности, ухудшением условий жизни населения.

Происходит дифференциация населения по доходам, причем выделяются не только высокодоходные и низкодоходные группы, но одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией). Это явление неизбежно порождает усиление социальной напряженности в обществе. В обществе увеличивается количество беднейшего населения.

Нарастает массовое обнищание людей. У большинства населения страны рост доходов существенно отстает от роста прожиточного минимума.

Катастрофическое падение жизненного уровня основной массы населения усиливает люмпенизацию и маргинализацию.

Проблема бедности находится в центре внимания политики правительств всех стран, ибо везде существует неравномерность в распределении доходов и дифференциация населения. Для помощи беднейшим слоям населения и выработки эффективной политики распределения необходимо решить ряд конкретных вопросов. Во-первых, нужно четко определить критерий бедности и отделить понятие бедности от нищеты. Надо ответить на вопросы: прожиточный минимум – это граница бедности или нищеты? Как эта величина соотносится с минимальной заработной платой? К сожалению, однозначного ответа на поставленные вопросы экономическая теория дать не может, поскольку здесь увязаны не только экономические, но и социальные и политические проблемы.

Заключение.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан.

Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе.

Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогооблажения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов: - в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами; - в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования.

Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной. - основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц.

Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми.

Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.

Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики России. При увеличении доходов богатых повышались цены на сырье и другие товары народного потребления.

Социальная ориентация экономики Российской Федерации требует экономического развития и создания равных стартовых возможностей всем членам общества. В сфере распределительных отношений государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.

Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ.

Заслуживают внимания предложения по усилению контроля за их целевым и рациональным использованием.

Немаловажно совершенствование финансовых отношений федерального, регионального и местного уровня управления, следуя принципам сохранения целостности и самостоятельности отдельного региона.

Распределение доходов в России стало еще более неравномерным в связи с увеличением частных компаний.

Неравномерность также зависит от квалификации работника.

Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения.

Вместе с тем, во избежание образования задолженности по социальным трансфертным платежам необходимо ввести их финансирование в виде одной из первоочередных задач в установлении нормативно-правовыми актами порядке.

Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В частности, в Брянской области проводятся активные меры по содействию занятости населения, сокращению задолженности по оплате труда и практикуется адресная социальная поддержка в соответствии со спецификой уровня жизни населения в соответствии со спецификой уровня жизни населения в данном регионе.

Главными целями при перераспределении доходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности , поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики и др.

Список использованной литературы: 1. Уровень жизни населения / Жеребин В.М., Романов А.Н., 2002 г. 2. Экономическая теория/ Сумцова Н.В., Орлова Л.Д., 2000 г. 3. Макроэкономика/ Гальперин В.М., Тарасевич Л.С., 1997 г., СПб ГУЭФ 4. Экономика/ Грязнова А.Г., Николаева И.П., Кадыков В.М. 5. Экономическая теория/ учебник для ВУЗов 3 издание/ Добрынин А.Н., Тарасевич Л.С., 2001 г. 6. Экономика./ Под редакцией Булатова А.С. – М. БЕК, 1997 г. 7. Кураков А.Л. Российская экономика: состояние и перспективы. 8. Жильцов Е.С. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. 9. Торлопов В. Основные модели социального государства/ Человек и труд – 1998 г. 10. Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В.М. Микроэкономика. Том 1 – СПб «Экономическая школа», 1996 г. 11. Фишер С., Дорнбуш Р, Шмалезин Р. Экономик – М. Дело, 1993 г. 12. «Держи карман шире»/ Комсомольская правда – 2001 г., 12 января 13. Пономаренко Е. О бюджетной налоговой политике на 2001 г.( Анализ концепции)/ Экономист – 2000 14. Курс экономики./ Под редакцией Райзберга Б.А. 15. Российский статистический ежегодник./ Государственный комитет РФ по статистике – М, 2000 16. Торлопов . Социальное государство: сущность и генезис// Человек и труд – 1998 г. №5 17. Экономическая теория./ Под редакцией Камаева В.Д. ВЛАДОС, 1999 18. Зверева Н.В. Размер домохозяйства и бедность в современной России// Вестник МГУ – 1997 №3 19. Курс переходной экономики./ Под редакцией Абалкина А.И. – М: Финстатинформ , 1997 г. 20. В.Курликов и др.

Приоритетные задачи усиления социальной политики// Российский экономический журнал – 1997 №1 21. Человек и труд – 1998 22. Финансовая стабилизация в России 1 Указ. работа Булатова А.С., с.535. 2 См.: Кураков А.П. Российская экономика: состояние и перспективы. – М., 1998, с.73. [1] См.: Указ. работа Булатова А.С., с.535. [2] См.: Указ. работа Жильцова Е.В., с.115. [3] См.: Торлопов В. Основные модели социального государства. // Человек и труд. – 1998. - №6. – с.4. 1 См.: Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Том 1. – СПб.: «Экономическая школа», 1996, с.242. 1 См.: Указ. работа Фишера С., Дорнбуша Р., Шмалензи Р., с 374 2 Там же, с. 208. 3 Держи карман шире. //Комсомольская правда, - 2001 г. – 12 января. – с.4 1 Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2001 год. (Анализ концепции).//Экономист. –2000. - № 11. –с.52 2 См.: Указ. работа Райзберга Б.А., с.455 1 См.: Указ. работа Жильцова Е. С.118. 2 см.: Российский статистический ежегодник. (Государственный комитет Российской Федерации по статистике. – М., 2000.- с.143 1 См.: цит. по: Торлопов В. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд. – 1998 - №5. – с.10. 1 Указ. работа Булатова А.С., с.535. 2 См.: Указ. работа Булатова А.С., с.535. 3 См.: Экономическая теория. / Под ред.

Камаева В.Д. : ВЛАДОС, 1999, с.465. 1 См.: Зверева Н.В. Размер домохозяйства и бедность в современной России // Вестник МГУ. – 1997. - №3 – с.40. 2 Курс переходной экономики. / Под ред.

Абалкина Л.И. – М.: Финстатинформ, 1997, с.481. 3 См.: В.В. Куликов и др.

Приоритетные задачи усиления социальной политики. // Российский экономический журнал . - 1997. - №1. - с.38. 4 Основные направления реформирования заработной платы в государствах - участниках СНГ (проект ВКП) // Человек и труд. - 1998. - №6. - с.11. 1 См.: Социальные последствия финансовой стабилизации // Финансовая стабилизация в России - с.122. 2 См.: В.В. Куликов и др.

экспертиза мотоцикла в Орле
оценка лицензии в Брянске
оценка ущерба от залива квартиры в Смоленске